прокрутка

Другие источники

Художественная литература

Оноре де Бальзак. История величия и падения Цезаря Бирото

Этот небольшой по объему роман рассказывает о жизни честного парижского буржуа Цезаря Бирото, владельца парфюмерной лавки. Он честно ведет торговлю и не менее честно поддерживает правительство, за что получает должность помощника мэра второго округа города Парижа и орден Почетного легиона. Эти почести кружат голову Бирото, он решает переехать в новую, более роскошную квартиру, а также пускается в рискованные спекуляции.

Основные действующие лица романа принадлежат к различным слоям буржуазии периода Реставрации: это торговцы, домовладельцы, банкиры, ростовщики. Многообразие характеров дает возможность показать все недостатки и добродетели этого класса.

Оноре де Бальзак. Отец Горио

Действие романа происходит во время Реставрации. Молодой дворянин Эжен де Растиньяк намерен непременно сделать карьеру и подняться к вершинам парижской жизни; однако пока он стеснен в средствах и живет в дешевом пансионе. Одним из его соседей по пансиону является старик, которого все называют «папаша Горио». До революции Горио был простым рабочим-вермишельщиком, но во времена восстания сумел проявить практическую сметку, стал фабрикантом и нажил огромное состояние. Деньги позволили его дочерям сделать отличные партии: старшая вышла замуж за аристократа графа де Ресто, младшая стала женой крупного финансиста Нусингена. Эжен де Растиньяк решает использовать такие знакомства как первую ступеньку, ведущую к успеху.

Роман дает представление о светской жизни старинной аристократии и разбогатевшей буржуазии – и в качестве контраста показывает также существование обитателей дешевого пансиона. Очень яркие образы героев, отличная характеристика нравов, хорошее описание бытующих в ту эпоху социальных конфликтов.

Оноре де Бальзак. Утраченные иллюзии

Люсьен Шардон, молодой поэт из города Ангулема, приезжает в Париж, надеясь завоевать там славу и признание. Однако первые же дни в столице развеивают иллюзии бедного провинциала – таких сочинителей, как он, здесь полным-полно. Люсьен знакомится с Этьеном Лусто, журналистом, который открывает Люсьену могущество и власть газетчиков, он ведет веселую, хотя и беспорядочную жизнь: кутежи, актрисы. Ангулемский поэт, поколебавшись немного, тоже вступает на путь журналистики. Но догадывается ли он, что на этом пути им тоже будут владеть иллюзии?

В романе отлично показана атмосфера закулисной борьбы, которую вели между собой представители либерального и роялистского направлений, описана изнанка литературного мира и мира театра. Кроме того, начало и конец романа знакомят читателя с жизнью провинциального французского города.

Теофиль Готье. Даниэль Жовар, или обращение классика

Получивший классическое образование Даниэль Жовар жил спокойной, размеренной жизнью буржуа, пока однажды на представлении Французского театра не встретил бывшего товарища по коллежу Фердинанда де К. Тот открыл Даниэлю глаза на то, что классицизм безнадежно устарел, и всего за несколько встреч сумел сделать из приятеля одного из самых решительных поэтов-романтиков.

В иронической форме Теофиль Готье рассказывает здесь о той литературной борьбе, которая занимала в начале XIX века умы не меньше, чем политика, – борьбе между классицистами и романтиками.

Александр Дюма. Граф Монте-Кристо

Действие романа начинается в эпоху Реставрации. Перед молодым моряком Эдмоном Дантесом открывается блестящее будущее: ему предлагают должность капитана корабля, он помолвлен с девушкой, которую давно любит. Однако завистники молодого Дантеса решают оклеветать его. Помощник прокурора де Вильфор получает анонимный донос, из коего явствует, что Дантес – агент бонапартистов, готовящих возвращение на престол Наполеона I. Расследование показывает, что молодой моряк невиновен, однако одна из ниточек этого дела тянется к отцу де Вильфора, который действительно бонапартист и заговорщик! Спасая свою репутацию, помощник прокурора решает избавиться от опасного свидетеля и приговаривает Дантеса к пожизненному заключению. Казалось бы, жизнь бедняги кончена; но в тюрьме Дантес встречается с товарищем по несчастью, который перед смертью рассказывает ему о сокровищах, спрятанных триста лет назад на острове Монте-Кристо. Вскоре Дантесу удается бежать, а спустя много лет, уже во времена Июльской монархии, в Париже появляется загадочный аристократ граф Монте-Кристо, который направо и налево сорит деньгами и преследует какие-то ему одному ведомые цели.

Этот приключенческий роман давно стал классикой жанра. Он рассказывает о дружбе и предательстве, о любви и надежде. Но не только: хитросплетения сюжета показывают также различные пути, которыми в ту непростую эпоху могли создаваться либо губиться репутации и состояния. Картины жизни новой аристократии и финансовой верхушки Парижа окрашены в романтические тона, однако во многом достоверны.

Александр Дюма (сын). Дама с камелиями

Пронзительно-трогательная история жизни содержанки, жившей в роскоши, постоянно окруженной поклонниками, шумом, всеобщим вниманием, разбрасывающей деньги направо и налево – и умершей в одиночестве, без счастья и надежды. Роман начинается с того, что в марте 1847 года на улице д’Антен состоится распродажа мебели и предметов обихода недавно скончавшейся Маргариты Готье, известной всему Парижу куртизанки. Рассказчик приходит на аукцион и приобретает томик «Манон Леско», надпись на котором внезапно открывает благородство души прежней владелицы…

Роман дает наиболее полное представление о жизни тех, кого называли в ту эпоху «куртизанками» или «женщинами без имени». Помимо бытовых подробностей, он достоверно рисует также нравы эпохи и ее мораль. Подкупает также язык романа: простой, лаконичный и одновременно выразительный.

Проспер Мериме. Аббат Обен

Великосветская дама из Парижа, мадам де П., из-за постигших ее мужа финансовых невзгод вынуждена временно переехать жить в провинцию. Совершенно неожиданно провинциальная жизнь не кажется ей скучной – а причиной тому молодой сельский священник…

Небольшая, всего на несколько страниц, новелла построена в форме писем, которые герои пишут своим друзьям. Новелла не может не восхищать своим изяществом и точностью в определении характеров действующих лиц.

Проспер Мериме. Двойная ошибка

Жюли де Шаверни, молодая светская дама, очень несчастна в браке; ее мужа нельзя назвать плохим человеком, но он скучен, ленив и совершенно не ценит того сокровища, которое имеет в лице своей жены. Жюли окружает поклонение многих молодых людей. Она к ним холодна. Но вот из путешествия по Турции, Греции и России в Париж приезжает господин Дарси – прежний поклонник Жюли, уехавший еще до того, как она вышла замуж, а ныне сделавший дипломатическую карьеру и разбогатевший благодаря полученному наследству. Жюли и Дарси связывает не совсем обычное чувство – но во что оно разовьется и как повлияет на их судьбы?

Новелла была написана в 1833 и привлекательна тем, что описывает внутренний мир совершенно обычной, ничем не выдающейся молодой женщины вместе со всеми ее заблуждениями, ошибками, действительными и мнимыми страданиями. В изложении Мериме эта довольно-таки обычная история приобретает философский смысл.

Анри Мюрже. Сцены из жизни богемы

В годы правления Луи-Филиппа в Париже живут четыре молодых человека: композитор Шонар, философ Коллин, поэт-драматург Родольф и художник Марсель. Они молоды, и хотя еще не добились успеха, верят в свой талант и ожидающее их блестящее будущее. Друзья живут в нищете, но это их не смущает: любой случайный заработок они тратят на сиюминутные прихоти, предпочитая прекрасное «сейчас» благоразумному «потом»; их никогда не оставляет чувство юмора, которое порой выливается в шокирующие окружающих экстравагантные выходки.

Книга представляет собой настоящий гимн богеме – среде творческих людей, ведущих беспорядочную, нищую, но веселую и яркую жизнь. Но, воспевая эту жизнь, роман также знакомит читателя и с неприглядными ее сторонами.

Альфред де Мюссе. Секрет Жавотты

Молодой военный Тристан де Бервиль сталкивается с неожиданной проблемой: про него ходят слухи, что он уклонился от дуэли, что, по представлениям людей его круга, было бы позорно. Как доказать, что вызова на дуэль не было, а была лишь закончившаяся примирением дружеская размолвка?

В этой новелле действуют и представители аристократии, и разбитные гризетки. Случайные совпадения, череда недопониманий, легкомыслие героев то и дело дают сюжету новые повороты; он остается непредсказуемым вплоть до последней страницы. Хотя основной конфликт новеллы не социальный, а романтический, она тем не менее может служить хорошей иллюстрацией нравов того времени.

Альфред де Мюссе. Фредерик и Бернеретта

Фредерик Омбер, студент, изучающий в Париже право, знакомится с хорошенькой гризеткой по имени Бернеретта. Сперва речь с обеих сторон идет лишь о прихоти, о мимолетном увлечении – ведь, в самом деле, не может же молодой человек пожертвовать своей карьерой и выгодной женитьбой ради какой-то девицы! Однако впоследствии между Фредериком и Бернереттой вспыхивает настоящая страсть…

Короткая, но сильная и выразительная новелла дает представление о жизни студентов и гризеток Латинского квартала, о времяпрепровождении светской молодежи с улицы Шоссе д’Антен, а также показывает, какой глубиной и благородством чувств могут обладать девушки из низших слоев общества.

Стендаль. Красное и черное

Жюльен Сорель – сын плотника из французского городка Верьер; однако юноше удается получить образование, которое, как он надеется, даст ему возможность войти в высшее общество. Судьба улыбается Жюльену: ему достается место гувернера в доме мэра города, затем возникает возможность обучаться в семинарии, и наконец, один из его покровителей устраивает его на должность секретаря маркиза де Ла Моля, вельможи, близкого ко двору!

Главное, что привлекает в книге, – тонкий психологизм в описании движений души Жюльена, а также его романов с двумя прекрасными, выдающимися и непохожими друг на друга женщинами: госпожой де Реналь и Матильдой де Ла-Моль.

Эжен Сю. Парижские тайны

Середина 1830-х годов. Парижские трущобы, где вершат свои чёрные дела бандиты и убийцы, а честные бедняки ведут суровую борьбу за существование. Именно в эти трущобы отправляется инкогнито принц Герольштейнский Родольф, тридцатисемилетний красавец, прекрасно владеющий приёмами кулачного боя и воровским арго. Цель Родольфа – восстанавливать справедливость, награждать добро и преследовать зло.

Роман, изначально печатавшийся «с продолжением» в газете «Журналь де Деба», изобилует приключениями, схватками, внезапными поворотами сюжета. Его герои несколько шаблонны, а события правдоподобны ровно настолько, насколько вообще могут быть правдоподобны события авантюрного романа; однако описания парижского «дна», лабиринта темных, узких, извилистых улочек, кабаков для простонародья, обшарпанных домов и т.п. выполнены очень достоверно и колоритно.

Эссеистика

Александр Гримо де Ла Реньер. Альманах Гурманов

Издававшийся во Франции в 1803–1812 гг. «Альманах Гурманов, призванный руководствовать любителями вкусно поесть», сообщает читателю множество любопытнейших подробностей относительно того, как следует организовывать свой стол. Из этой книги можно узнать о том, какие продукты покупали парижане в разные времена года, какие лавки и магазины пользовались уважением, а какие нет, как принято вести себя за столом и какое меню уместно в том или ином случае; все эти сведения изложены великолепным литературным языком.

Будет небесполезно тем, кто интересуется историей кулинарии и застольного этикета, а также бытовой культурой XIX века.

Дельфина де Жирарден. Парижские письма виконта де Лоне

Опубликованные под одной обложкой фельетоны, которые с 1836 года еженедельно появлялись в газете «Пресса». Их автор – французская писательница Дельфина де Жирарден, избравшая для журналистского поприща псевдоним Шарль де Лоне – метко остроумно рассказывает обо всех последних новостях парижской жизни. В этих очерках воссоздается повседневная жизнь в эпоху Июльской монархии: как принято было вести салонную беседу, как покупали новогодние подарки, как подыскивали новую квартиру или вытряхивали ковры. Впрочем, Дельфина де Жирарден не чужда также и политики: в ее зарисовках можно встретить суждения о короле Луи-Филиппе, о политических ораторах, о республиканцах и бонапартистах.

Книгу полезно читать ради описания быта и нравов.

Французы, нарисованные ими самими. Парижанки

В 1830-40 годы во Франции были популярны коллективные сборники, посвященные различным сторонам жизни и человеческим типам. Именно таков был сборник «Французы, нарисованные ими самими»: он показывал читателем обычаи, характеры, метко подмеченные уникальные черты жителей Парижа. На русский язык переведены очерки, героинями которых стали женщины – герцогини и торговки овощами, светские львицы и старые девы, богомолки и модистки.

В очерках непринужденно передаются многие подробности повседневной парижской жизни. Кроме того, разнообразие описанных там ярких судеб помогает ответить на вопрос, чем могут заниматься женщины на нашей игре.

Научно-популярная литература

Вера Мильчина. Париж в 1814–1848 годах: повседневная жизнь

Книга знакомит читателя с Парижем эпохи Реставрации и Июльской монархии, в легкой и увлекательной форме рассказывает о структуре королевского двора, об административном устройстве города, о работе городских служб и учреждений, о торговле, медицине, транспорте. Впрочем, автор касается не только общественно-бытовых тем, но затрагивает также сферы частной жизни: показывает, как в те годы парижане питались, как принимали ванну, куда ездили развлекаться. Помимо фактов, книга содержит любопытные и забавные истории, случившиеся в тот период, а также многочленные цитаты из журнальных очерков и писем путешественников. В конце приведена хронологическая таблица.