прокрутка

Костюм 1830-х гг.


В Париже 1830-х годов общий силуэт костюма был одинаковым как у знати, так и у простонародья – разница заключалась в качестве ткани, изяществе кроя, наличии тех или иных аксессуаров.


Мужской костюм

Мужчины носили рубашки, галстуки, панталоны, жилеты, сюртуки или фраки. Рубашки были с застежкой до середины груди и высоким воротником. Перед рубашки делался либо гладким, либо с аккуратными вертикальными складками. Поверх воротника шею обматывали галстуком и завязывали спереди на бант или узел. Способов повязывать галстуки было так много, что издавались даже специальные руководства по этому вопросу! Аристократы носили галстуки и шейные платки из батиста, муслина или шелка, бедняки использовали более дешевые ткани.

Илл.: Типы узлов галстука

Панталоны были длинными, узкими и, в отличие от современных брюк, не имели заглаженной складки. Для того, чтобы лучше облегать ногу, они часто имели штрипки.

Илл.: Мужчины в панталонах со штрипками

Сюртук для мужчин был тем, чем сейчас является пиджак – одеждой, подходящей почти для всех случаев жизни. Его носили на службу, надевали на прогулки, ходили в нем в гости. Он шился однобортным или двубортным, приталенным, с доходящими почти до колен полами; рукава, по моде 1830-х годов, были расширены сверху.

Илл.: Мужчина в сюртуке

В отличие от сюртука, фрак являлся одеждой парадно-официальной. Его надевали на балы, званые обеды, приемы у высокопоставленных особ и так далее – а потому он входил в гардероб только состоятельных людей. Фрак кроился так, чтобы открывать взгляду жилет и ноги, а потому требовал безупречно выполненных панталон и жилета.

Илл.: Мужчина во фраке

Жилеты в те годы достигали талии или спускались чуть ниже; они кроились с прямыми полочками или с двумя мысами, слегка перекрывающими панталоны. Носить сюртук и жилет одного цвета было не принято – как правило, жилет был светлее. Люди консервативных вкусов предпочитали спокойные однотонные жилеты, щеголи носили жилеты яркие, с цветочными или стилизованными узорами, в полоску или в клетку. Жилет часто украшался золотыми, серебряными, бронзовыми пуговицами.

Илл.: Жилет

Основной обувью простонародья были сапоги и кожаные башмаки; среди знати же было принято носить мягкие полусапожки, которые надевались под панталоны – высокие сапоги дозволялись только во время занятий спортом. На балы мужчины надевали бальные туфли на низком каблуке с круглыми носками, отделанные пряжкой или небольшим плоским бантом.

Различались и головные уборы: люди состоятельные носили цилиндр, бедняки – войлочные шапки и кепки. Волосы и те и другие стригли коротко.

Верхней одеждой в те годы были пальто и плащи; но так как модный широкий рукав было неудобно продевать в пальто, плащи пользовались большей популярностью. Они часто делались с контрастной цветной шелковой подкладкой, бархатным воротником, украшались декоративной застежкой из шнурков.

Илл.: Мужчина в плаще и цилиндре

Костюм светского человека не был завершенным без перчаток: лайковых или шелковых к вечернему наряду и замшевых или кожаных днем. Кроме того, щеголи и денди непременно добавляли к своему костюму модные аксессуары, например тросточку из полированного дерева с декоративной ручкой, изящные часы на цепочке, лорнет или монокль.


Женский костюм

Женские платья начала 1830-х годов отличались большими объемными рукавами, которые расширялись ниже точки плеча, прилегающим лифом и широкой конусообразной юбкой. Такой силуэт позволял подчеркнуть плавную линию плеч и тонкую талию.

Под платьем женщины носили корсет, сорочку, нижнюю юбку и панталоны. Женские панталоны и нижние юбки опускались ниже голени и отделывались защипами, кружевом или вышивкой.

Илл.: Примерка корсета

Платья украшались воротником, галстучком, рюшами, бантами, оборками. Девушки-работницы, как правило, ограничивались только белым воротничком, зато богатые особы могли отделать свое платье настоящими гирляндами из лент и кружев. Дневные туалеты шились с воротником под горло, вечерние были декольтированы. Юбку, чтобы зрительно увеличить ее объем, часто обшивали снизу воланами; талию стягивали поясом с пряжкой или бантом.

Илл.: Девушка-швея

Илл.: Дама в платье с воланом

Илл.: Дама в вечернем туалете

Очень популярны были пелерины-косыночки, называемые «фишю» – они делались из легкого шелка, батиста или муслина, обшитого кружевом. В моде были также длинные меховые боа, узорчатые шарфы и широкие шали.

Илл.: Фишю

Илл.: Дамы, из которых одна в боа, а другая перекинула через плечо шарф

Ноги были обуты в узенькую обувь на плоской подошве с очень низким каблуком: туфельки на завязках вокруг щиколотки, башмачки со шнуровкой с внутренней стороны ноги. Обувь для прогулок шилась из кожи, сукна, бархата, бальные туфли – из шелка и атласа. Чулки были обычно белыми, но иногда носили серые или бледно-розовые.

Илл.: Женские башмачки

Илл.: Туфли

Прически в этот период были такими же сложными и изысканными, как и одежда. Вошли в моду прически, в которых несколько групп локонов располагались над висками, а остальные волосы укладывались гроздьями на макушке. Для парадных выходов, балов и праздников делались настоящие шедевры парикмахерского искусства – волосы, поднимающиеся вверх в виде петель, бантов, корзиночек. Для таких причесок в изобилии использовались накладные косы, проволочные каркасы, ленты, искусственные и живые цветы. В повседневной жизни, впрочем, часто достаточно было убрать волосы в пучок на затылке или на макушке.

Илл.: Парадные прически

Женские шляпки отличались исключительным разнообразием: носили капоры, носили шляпы с высокой тульей – чтобы сохранить высокий узел волос на голове, – носили небольшие шляпки-токи. Все головные уборы так или иначе украшались: лентами, искусственными цветами, страусовыми перьями. Нередко женщины надевали на поля шляпы кружевную или газовую вуаль, драпируя ее вокруг тульи или спуская вперед на лицо и лиф. Чепцы, ранее считавшиеся принадлежностью пожилых женщин и служанок, в 1830-е годы снова вошли в моду, и можно было видеть причудниц большого света, надевавших к вечерним туалетам чепцы с гофрированными оборками, возвышавшимися высокой короной надо лбом. К вечерним туалетам часто надевали тюрбаны в восточном стиле.

Илл.: Дама в украшенном чепце

Илл.: Дама в тюрбане

Илл.: Дама в цилиндре с вуалью

В качестве верхней одежды использовались накидки без рукавов. Их фасон разнился: они могли быть с прорезями для рук или нет, с капюшоном или без него. Для любой аристократки на прогулке обязательными были перчатки или митенки. Чаще всего носили светлые или белые перчатки, но дамы пожилого возраста или в трауре могли надевать черные.

Илл.: Дама в капоре и подбитой бархатом накидке

Выходя из дома, женщины часто брали с собой зонтики, сделанные из тафты и украшенные кружевом или бахромой; а для вечерних туалетов не менее обычными были веер и небольшой букет. Необходимым добавлением к платью была плоская сумочка или ридикюль.

Илл.: Дама с ридикюлем

Разумеется, изящные и роскошные наряды никак не могли обойтись без драгоценностей. Наряжаясь для вечера, женщины не забывали о блестящих ожерельях, диадемах, браслетах и кольцах. Да и к более скромному дневному туалету надевали то медальон, то крестик, то брошку. Модны были длинные серьги, особенно с высокой прической.

Косметика использовалась очень умело и незаметно. Тончайшие белила касались лица лишь слегка, придавая ему интересную бледность, а румяна самых разных оттенков и краски для бровей только подчеркивали естественные черты лица, оттеняя их, делая нежнее. Что же касается духов, то в моде были легкие цветочные ароматы.